Новостиblog-kids

Атипичное развитие мозга наблюдается у дошкольников с симптомами СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности ( от англ. attention deficit hyperactivity disorder, ADHD ) – дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

Термин “синдром дефицита внимания” был выделен в начале 80-х годов из более широкого понятия “минимальной мозговой дисфункции”. История изучения минимальной мозговой дисфункции связана с исследованиями Е. Kahn и соавт. (1934), хотя отдельные исследования проводились и ранее. Наблюдая детей школьного возраста с такими нарушениями поведения, как двигательная расторможенность, отвлекаемость, импульсивность поведения, авторы высказали предположение, что причиной данных изменений является повреждение головного мозга неизвестной этиологии, и предложили термин “минимальное мозговое повреждение”. В дальнейшем в понятие “минимальное мозговое повреждение” были включены и нарушения обучения (трудности и специфические нарушения в обучении навыкам письма, чтения, счета; нарушения перцепции и речи). Впоследствии статическая модель “минимального мозгового повреждения” уступила место более динамичной и более гибкой модели “минимальной мозговой дисфункции”.

Дети в возрасте 4 лет с симптомами расстройства гиперактивности дефицита внимания (СДВГ) могут иметь значительные различия в структуре мозга по сравнению с детьми без таких симптомов. Исследование опубликовано в журнале “International Neuropsychological Society“.
«Исследователи ожидали найти первые признаки атипичного развитого мозга» – сказал Джеймс А. Гриффин – заместитель начальника отдела развития и поведения детей в Национальном институте детского здоровья и развития человека. То, что было обнаружено было убедительным доказательством того, что структурные изменения головного мозга уже возможно выявить в возрасте 4 -5 лет.
В небольшом количестве исследований было обнаружено различия у дошкольников, несмотря на то, что СДВГ является наиболее часто диагностированным расстройством среди детей младшего возраста.
Исследование под руководством Э. Марка Махоуна, было проведено в Институте Кеннеди Кригера в Балтиморе. В исследование было включино 90 детей: 38 здоровых дошкольников и 52 дошкольника с симптомами СДВГ.

Для анализа проводилось МРТ исследование головного мозга  с использованием последовательности MPRAGE. Это модифицированная серия TurboFLASH с предварительным намагничиванием инверсионных импульсов. При получении изображений используется первичная инверсия импульса на 180 градусов, за которой следует последовательность градиентных эхо-сигналов, формирующих изображение (устойчивое состояния с использованием градиентов перемотки). Для получения 3D изображения, кодирование вторичной фазы происходит в направлении выбранного среза. Только один сегмент или раздел записи 3D данных получает предварительный импульс. После получения сигнала со всех строках в пределах 3D изображения, следует время задержки TD. Оно необходимо для предупреждения появления эффектов насыщения. Серия MPRANGE обычно применяется для 3D изотропной визуализации головного мозга с высоким разрешением. По сравнению с T1-взвешенной SE последовательностью, MPRANGE обеспечивает превосходное качество изображения и лучшее контрастирование серого и белого вещества.

Результаты выявили снижение объема серого вещества в лобной, теменной и височной долях головного мозга в сравнении с группой контроля. Связанные с СДВГ сокращения в конкретных субдолях были достоверно коррелированы с серьезностью симптомов, так что более высокие оценки гиперактивных симптомов были связаны с уменьшенными объемами коры.  Исследователи ссылались на проблемы сбора данных, в основном с невозможностью детей лежать неподвижно во время сканирования, особенно детей с с СДВГ. Возможно, что у детей, которые в конечном итоге было проведено исследование, были более умеренные симптомы, и поэтому они были лучше подходят для участия. Авторы предположили, что дети с более тяжелым СДВГ могут иметь более выраженные структурны различия в головном мозге.
Исследование будет продолжаться, необходимо отследить изменения мозга и различия, и корреляцию их с возрастом. Эти результаты представляют собой первое всестороннее исследование объема коры головного мозга у детей дошкольного возраста с СДВГ, что свидетельствует о том, что аномальная структура мозга при СДВГ проявляется очень рано. Кроме того, результаты стали основой для развития нашего понимания того, как структура аномально развитого мозга связана с раскрытием симптомов СДВГ.