Новостиnews-people

Новое исследование показывает, почему некоторые люди более креативны, чем другие

Творчество часто определяется как способность придумывать новые и полезные идеи. Как интеллект, можно считать признаком того, что все — не просто творческие «гении», такие как Пикассо и Стив Джобс — обладают в некоторой степени.

Творчество это не просто ваша способность рисовать изображение или дизайн продукта. Мы все должны мыслить творчески в нашей повседневной жизни, независимо от того, выясняется, как сделать обед с помощью остатков продуктов или сделать костюм на хэллоуин из одежды в вашем шкафу. Творческие задачи варьируются от того, что исследователи называют творчеством «маленького», создавая веб-сайт, подбора подарка на день рождения или придумывая забавной шутки — к «большому» творчеству: писать речь, сочинять стихотворение или разрабатывать научный эксперимент

Исследователи психологии и нейрофизиологии начали оценивать процессы мышления и области головного мозга, связанные с творчеством. Недавние данные свидетельствуют о том, что креативность включает сложное взаимодействие между спонтанным и контролируемым мышлением — способность как спонтанно осмыслить идеи, так и сознательно оценить их, чтобы определить, действительно ли они будут работать.

Несмотря на этот прогресс, ответ на один вопрос остался особенно неуловимым: что делает некоторых людей более креативными, чем другие?

В новом исследовании Гарвардского университета были рассмотрены, может ли способность творческого мышления человека объясняться, в частности, связью трех сетей мозга.

Отображение мозга во время творческого мышления

В исследовании приняло участие 163 волонтера, которые завершили классический тест на  «дивергентное мышление», называемый альтернативной задачей использования, которая заставляет людей думать о новых и необычных целях использования объектов. По мере завершения теста они прошли  функциональное МРТ (фМРТ) исследование головного мозга, которое измеряло приток крови к участкам головного мозга.

В частности, участникам эксперимента надо было придумать самые неожиданные способы использования совершенно обычных предметов. Например, в исследовании показали участникам различные объекты на экране, такие как обертка для жевательной резинки или носок, и попросили придумать творческие способы их использования. Некоторые идеи были более творческими, чем другие. Для носка один участник предложил использовать его, чтобы согреть ноги — обычное использование носка, в то время как другой участник предложил использовать его в качестве системы фильтрации воды.

Важно отметить, что люди, которые лучше справлялись с этой задачей, также склонны сообщать о более творческих увлечениях и достижениях, что согласуется с предыдущими исследованиями, показывающими, что эта задача определяет общие способности творческого мышления.

После того, как участники завершили поставленные задачи, было проведено фМРТ при котором былa измерена функциональная связь между всеми областями мозга — насколько активность в одном регионе коррелировала с деятельностью в другом регионе.

 

Также были оценены их идеи по оригинальности: общее использование получило более низкие баллы (используя носок, чтобы согреть ноги), в то время как необычное использование получило более высокие баллы (используя носок в качестве системы фильтрации воды).

В последствии была сопоставлена оценка творчества каждого человека со всеми возможными связями мозга (приблизительно их 35 000) и удалены связи, которые, согласно нашему анализу, не коррелировали с оценками творчества. Остальные связи составляли «высоко-креативную» сеть, набор соединений, имеющих большое значение для создания оригинальных идей.

Определив сеть, нужно было убедиться, что кто-то с более сильными связями в этой высокотехнологичной сети будет хорошо выигрывать в задачах. Таким образом, мы измерили силу связей человека в этой сети, а затем использовали прогностическое моделирование, чтобы проверить, можем ли мы оценить оценку творчества человека.

Модели выявили значительную корреляцию между прогнозируемыми и наблюдаемыми оценками творчества. Другими словами, можно оценить, насколько творческие идеи человека будут основываться на силе их связей в этой сети.

Также была проведена проверка, можно ли предсказать способность творческого мышления у трех новых участников, чьи мозговые данные не использовались при построении сетевой модели. По всем данным обнаружено, что можно предсказать творческие способности человека, основанные на силе их связей в этой же сети. В целом, люди с более сильными связями придумали лучшие идеи.

Что происходит в сети с “высоким уровнем” творчества

Было обнаружено, что области мозга в «высококреативной» сети относятся к трем конкретным системам головного мозга: по умолчанию, по значимости и к исполнительным сетям.

1. левая передняя островковая доля (ее функция — восприятие, самосознание);

2. правая дорсально-латеральная префронтальная кора (ее сфера ответственности — самоконтроль, выбор оптимальных мотивов и мыслей);

3. кора задней части поясной извилины мозга (она отвечает за переключение внимания).

Сеть по умолчанию представляет собой набор областей мозга, которые активируются, когда люди участвуют в спонтанном мышлении, например, блуждание ума, мечтания и воображение. Эта сеть может играть ключевую роль в создании идеи или мозговом штурме — думать о нескольких возможных решениях проблемы.

Сеть исполнительного контроля представляет собой набор регионов, которые активируются, когда людям необходимо сосредоточиться или контролировать свои мыслительные процессы. Эта сеть может сыграть ключевую роль в оценке идеи или определить, будут ли на самом деле работать мозговые штурмы и модифицировать их в соответствии с творческой целью.

Сеть значимости представляет собой набор регионов, который действует как механизм переключения между сетями по умолчанию и исполнительной сетью. Эта сеть может играть ключевую роль в чередовании генерации идей и оценки идей.

Интересной особенностью этих трех сетей является то, что они, как правило, не активируются одновременно. Например, когда активирована исполнительная сеть, сеть по умолчанию обычно отключается. Наши результаты свидетельствуют о том, что творческие люди могут лучше взаимодействовать с сетями мозга, которые обычно работают отдельно.

Упрощенно работу мозга креативного человека можно представить следующим образом:

Cеть №1, она играет ключевую роль в рождении оригинальных идей, она используется во время мозгового штурма.

Сеть №2 специализируется на осознанном мышлении, ее задача контролировать интеллектуальную деятельность, оценивать насколько новые идеи адекватны и рациональны.

Cеть №3 это механизм переключения мозга из режима спонтанного мышления (генерация идей) в режим оценки.

Результаты показывают, что творческий мозг «связан» по-разному и что творческие люди лучше способны взаимодействовать с системами мозга, которые обычно не работают вместе. Интересно, что результаты согласуются с недавними исследованиями фМРТ профессиональных художников, в том числе джазовыми музыкантами, импровизирующими мелодии, поэтами, пишущими новые стихи поэзии и визуальными художниками, рисующими идеи для обложки книги.

Будущие исследования необходимы, чтобы определить, являются ли эти сети податливыми или относительно фиксированными. Например, действительно ли использование классов рисования приводит к большему соединению в этих сетях мозга? Можно ли повысить общую способность творческого мышления путем изменения сетевых подключений?

На данный момент эти вопросы остаются без ответа. Как исследователи, нам просто нужно задействовать наши собственные творческие сети, чтобы выяснить, как их ответить.

источник: Roger Beaty